Прошу, будьте всегда аккуратны, хоть водитель вы, хоть пешеход! Жизнь вернуть невозможно обратно, береженого Бог бережет!

вторник, 29 мая 2018 г.

Запрещающие знаки.


Запрещающие знаки применяются для того, чтобы ввести определенные ограничения (запреты) для движения, а также для отмены некоторых ранее введенных ограничений
Иными словами, водитель, видя запрещающие знаки, должен понимать, что ему чего-то делать нельзя. В противном случае его ждет административное наказание.


Важно помнить, что все запрещающие знаки в «чистом» виде начинают действовать непосредственно в месте своей установки.

Вообще, запрещающие знаки – это одна из самых сложных тем во всех ПДД. Во-первых, таких знаков достаточно большое количество, и каждый из них — уникальное явление в своем роде. Во-вторых, они активно применяются в практике регулирования дорожного движения. В-третьих, принципы действия данных знаков имеют большое количество исключений. Все это делает их изучение занятием весьма проблематичным и даже муторным. Чтобы упростить и оптимизировать понимание этой группы дорожных знаков, попытаемся их систематизировать. В принципе, все запрещающие знаки можно условно разбить на несколько групп. Первая группа – это знаки, которые либо запрещают въезжать в определенную зону, либо запрещают двигаться по ней. Это семейство знаков 3.1 – 3.10, 3.32 и 3.33.
Вторая группа – это знаки, которые запрещают движение транспортных средств с превышением определенной массы или габаритов. К этой группе относится семейство знаков 3.11 – 3.15.
Третья группа – запрещающие знаки, которые исключают дальнейшее движение без обязательной остановки. Продолжить движение водитель сможет только после получения разрешения должностных лиц, контролирующих движение по участку дороги. Это семейство знаков 3.17.1 – 3.17.3.
Четвертая группа запрещающих знаков – это знаки 3.18.1, 3.18.2 и 3.19. Их объединяет запрет, который вводится для движения в определенных направлениях (направо, налево или на разворот).
Пятая группа знаков – это запрещающие знаки, которые вводят или отменяют запрет на движение в определенном режиме. К этому большому семейству относятся знаки 3.16, 3.20 – 3.31.
Следуя указанной классификации, мы и поведем повествование о богатом и разнообразном мире запрещающих знаков.
Группа 1: знаки, вводящие запрет на въезд или движение

Запрещающие знаки 3.1 – 3.10, 3.32 и 3.33 указывают на участки дороги, по которым для участников движения категорически запрещено перемещаться. 
Формально эти знаки не имеют зоны действия: они «работают» только в месте своей установки (на линии установки). И если участник дорожного движения сумел попасть на участок дороги, обозначенный одним из знаков, с другого въезда (не обозначенного таким же знаком), то ПДД он не нарушит и сможет продолжить движение. 
3.1. «Въезд запрещен»

В простонародье – «кирпич». Знак запрещает въезжать на участок дороги или полосу движения, расположенные за ним. Это может быть участок дороги с односторонним движением, выезд с заправочной станции или парковки, полоса для маршрутных транспортных средств.
Абсолютно неважна квалификация участка дороги за знаком. Важно неукоснительно выполнять его требования: не пересекать линию установки «кирпича». А вот двигаться по такому участку дороги можно, но, только попав на него с другого направления (другого въезда), где такой знак не стоит.
3.2. «Движение запрещено»

Действие данного знака очень походит на требование предыдущего знака «Въезд запрещен». Пересекать линию установки и этого знака тоже запрещается.
Однако знак «Движение запрещено» исключает не только въезд на участок дороги, но и движение транспортных средств по этому участку. Иными словами, все въезды на эту дорогу (и задние, и боковые) должны быть снабжены такими же знаками – «Движение запрещено». Следовательно, такая дорога просто не предназначена для движения транспорта. 
3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено»

Данный знак, как и его предшественник, запрещает движение по определенному участку дороги. Однако он несколько сокращает перечень участников движения, которым запрещается здесь перемещаться. Теперь ограничения касаются водителей только механических транспортных средств.
Следовательно, водители велосипедов, гужевых повозок и прочих не механических транспортных средств могут без опаски двигаться по таким участкам дороги. 
 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено»

Этот знак еще более сокращает перечень транспортных средств, водителям которых категорически запрещается въезжать на обозначенный участок дороги. Теперь это грузовые автомобили или составы транспортных средств (с прицепами и без таковых), чья разрешенная масса превышает 3,5 т. К этой же категории относятся также тракторы и самоходные машины.
Бывают случаи, когда на белом поле знака может быть указана и иная характеристика разрешенной максимальной массы.
В этом случае движение будет запрещаться только тем транспортным средствам, чья разрешенная максимальная масса превышает параметры, обозначенные на знаке. В данном случае эта граница определена как 8 тонн. 
Важно помнить, что действие указанного знака не распространяется на те автомобили, которые предназначены для перевозки людей. 
3.5 «Движение мотоциклов запрещено»
3.6 «Движение тракторов запрещено» 
 Данные два знака отнюдь не сложны в понимании и уяснении. Они обозначают участок дороги, на котором запрещается движения соответствующим транспортным средствам — мотоциклам и мотоколяскам, с одной стороны,
и тракторам и самоходным машинам, с другой.
Другие участники движения могут проигнорировать факт установки таких запрещающих знаков. 
3.7 «Движение с прицепом запрещено»

Дорожный знак «Движение с прицепом запрещено», несмотря на кажущуюся простоту названия, является невероятно коварным. И для четкого следования его предписаниям необходимо правильно их квалифицировать. 
Данный знак запрещает движение далеко не всем транспортным средствам, двигающимся с прицепом (или же с полуприцепом). Его запрещения касаются исключительно грузовых автомобилей, а также тракторов и самоходных машин. Естественно, когда они сопряжены с прицепами или полуприцепами.
Иными словами, водители легковых автомобилей и мотоциклов с прицепами (с люлькой, например) не подпадают под действие указанного запрещающего знака.
Однако, в отношении знака «Движение с прицепом запрещено» существует еще один коварный момент: он запрещает любую буксировку механических транспортных средств.
Итак, водители легковых автомобилей и мотоциклов, которые используют прицепы, могут спокойно двигаться в зону расположения знака «Движение с прицепом запрещено». Но они должны свято помнить о запрете на осуществление здесь буксировки. 
3.8 «Движение гужевых повозок запрещено»


Интересующий нас знак используется для запрещения движения гужевых повозок; саней, запряженных тягловыми животными; верховых или вьючных животных.
Кроме того, в зоне действия знака запрещается осуществлять прогон скота в пределах дороги. 
3.9 «Движение на велосипедах запрещено» 
3.10 «Движение пешеходов запрещено»

Первый знак ограничивает движение велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров и прочих транспортных средств, относящихся к подобной категории.
Второй знак вводит запрет на движение пешеходов по участку дороге, обозначенному знаком.
Оба знака преследуют одну благую цель – обезопасить наиболее незащищенных участников дорожного движения. 
3.32 «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено» 
3.33 «Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено»

Это знаки являются узкоспециализированными. Они действуют в отношении тех водителей, которые осуществляют перевозку опасных грузов (вообще)
или конкретных видов опасных грузов – взрывчатых и легковоспламеняющихся.
Квалификация обоих знаков очень проста: водителям таких автомобилей категорически запрещается движение по обозначенному знаком участку дороги.
Особые случаи действия запрещающих знаков группы 1

Мы рассмотрели действие знаков этой группы в так называемом «чистом», или идеальном, виде. Однако нельзя оставлять в стороне то обстоятельство, что большинство знаков данной группы имеют исключения. Так, ряд водителей (например, водители маршрутных транспортных средств, инвалиды, таксисты и пр.) может проигнорировать действие некоторых запрещающих знаков этого большого семейства. 
Все исключения, касающиеся запрещающих знаков группы 1, мы рассмотрим специально — в самом конце нашего повествования о запрещающих знаках.
Группа 2: знаки, запрещающие движение транспорта 
с превышением габаритов и массы
Вторая группа запрещающих знаков – это небольшое семейство знаков 3.11 – 3.15, которые ограничивают движение транспортных средств, если их фактическая масса (общая или приходящаяся на одну ось) или габариты (высота, ширина, длина) превышают указанные на знаке показатели. 
Все пять знаков устанавливают перед участками дорог, проезд по которым становится просто невозможным без вводимых ограничений (железнодорожный переезд с контактным проводом, трубопровод, тоннель, мост, эстакада, узкий участок дороги и пр.). 
3.11 «Ограничение массы» 
3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»


Данные знаки устанавливаются на участках дорог, на которых целесообразно ввести ограничение давления, оказываемого транспортным средством на проезжую часть. Мосты, эстакады, путепроводы и иные искусственные сооружения могут выдержать только определенную их стандартами и конструкцией нагрузку. Чтобы избежать разрушения, масса двигающего по таким участкам транспорта ограничивается этой парой запрещающих знаков. 
Сразу же оговоримся: указанная на знаках масса является фактической, или «сейчашной». Это масса транспорта именно в данный момент, поэтому не стоит путать фактическую массу с разрешенной максимальной. 
 Первый знак запрещает движение транспорта (в том числе и с прицепом), если его фактическая масса превышает указанную на знаке.
Второй знак действует в отношении тех транспортных средств, у которых нагрузка, приходящаяся на любую ось (колесную пару) будет превышать величину, обозначенную на знаке. 
 Как правило, эти знаки «работают» в отношении грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин. Это объясняется их большими габаритами.


3.13 «Ограничение высоты» 
3.14 «Ограничение ширины» 
3.15 «Ограничение длины»

Это семейство запрещающих знаков весьма информативно. Каждый из них вводит запрет на движение транспортных средств (с прицепом или без, с грузом или без него), если его соответствующие габариты превышают указанные в поле знака.
Эти знаки очень часто применяют перед пролетными строениями искусственных сооружений, тоннелями, инженерными коммуникациями.
Знак, ограничивающий длину транспорта, используются для запрета движения по узким улочкам и иным участкам, на которых может быть затруднен встречный разъезд транспортных средств. 
Кстати, данные знаки – одни из немногих, вводящие физический запрет на движение. В случае игнорирования их требований ДТП становится неизбежным.

Группа 3: знаки, запрещающие дальнейшее движение 
без обязательной остановки 
Третья группа – это запрещающие знаки семейства 3.17.1 – 3.17.3, исключающие дальнейшее движение транспорта без обязательной остановки. Водитель обязан остановиться перед знаком. Продолжить движение он сможет только после того, как получит разрешение должностного лица, контролирующего движение по данному участку дороги (таможенника, сотрудника ГИБДД, МЧС, контрольного поста, пропускного пункта и пр.).
3.17.1 «Таможня» 
3.17.2 «Опасность» 
3.17.3 «Контроль»
Знак «Таможня» применяется для обозначения таможенного поста. Проехать дальше водитель сможет только после досмотра и разрешения работника таможни.
Временный знак «Опасность» вводит запрет на дальнейшее движение без разрешения из-за чрезвычайной ситуации, ДТП или какой-то иной ситуации, влияющей на безопасность дорожного движения на участке дороги.
Знак «Контроль» сигнализирует о наличии контрольно-пропускного или карантинного поста, въезда на ограниченную или закрытую для движения территорию, приграничную зону и т.п.
Таким образом, все знаки данной группы требуют от водителя одного и того же: он обязан остановиться возле знака и продолжить движение только после получения соответствующего разрешения должностных лиц.
Группа 4: знаки, запрещающие движение 
в определенных направлениях
Четвертая группа – это знаки 3.18.1, 3.18.2 и 3.19, которые запрещают движение в определенных направлениях — направо, налево, на разворот. 
Водитель, видя данные знаки, должен помнить о двух важнейших обстоятельствах: 
1.  данные знаки могут устанавливаться только перед пересечениями (перекрестками или въездами на прилегающую территорию); 
2.  данные знаки запрещают только тот маневр, который запрещают; во всех остальных направлениях водитель смело может двигаться. 
 3.18.1 «Поворот направо запрещен»

Данный знак, судя по емкому и информативному названию, запрещает правый поворот. Зона действия знака – это пересечение, перед которым он установлен. Это означает, что на этом самом пересечении водитель обязан отказаться от правого поворота.
Однако во всех остальных направлениях – прямо, налево и в обратном – водитель может проследовать без опаски нарушить ПДД и быть наказанным.
Очень часто в больших городах перекрестки могут быть образованы не одним, а двумя и более пересечениями проезжих частей.
В этом случае знак «Поворот направо запрещен» будет действовать только на первом пересечении, перед которым он установлен. Движение направо на прочих пересечениях знак уже не регламентирует (однако это могут запрещать иные разделы ПДД).
3.18.2 «Поворот налево запрещен»
Действие знака «Поворот налево запрещен» абсолютно аналогично его «собрату» – предшествующему знаку, запрещающему правый поворот. Только с одной коррективой – он запрещает поворот налево. 
Он так же устанавливается перед пересечением, и так же действует только на нем.

В случае наличия нескольких пересечений проезжих частей знак действует только на первом из них.
И еще одно важное замечание. Знак «Поворот налево запрещен» запрещает только поворот налево, но разрешает разворот. Водитель должен помнить об этом.
3.19 «Разворот запрещен»
Знак «Разворот запрещен» устанавливается перед перекрестком, если существует необходимость запретить здесь этот сложный и весьма опасный маневр. При этом зона действия знака – тот самый перекресток, перед которым он стоит.
Как и в случае с двумя предшествующими знаками, «Разворот запрещен» запрещает только разворот, но разрешает выполнение иных маневров. В том числе – левого поворота. 
Сделаем небольшую ремарку в отношении знаков группы 4. Все три знака имеют исключения из общих правил: их может проигнорировать водитель маршрутного транспортного средства. Но об этом более подробно мы поговорим в конце данной статьи.
Группа 5: знаки, вводящие или отменяющие запреты 
на движение в определенном режиме
Пятая группа знаков – это большое семейство запрещающих знаков 3.16, 3.20 – 3.31, которые вводят или отменяют запрет на движение в определенных режимах, связанных со скоростью, обгоном, осуществлением остановки и стоянки, подачей звуковых сигналов и пр. Назовем это семейство «режимными» запрещающими знаками. 
В отличие от других запрещающих знаков, знаки данной группы действуют на определенный участок дороги. Общие принципы их действия указывают на следующие размеры этого самого участка — с места установки данных знаков и до: 
1) ближайшего по ходу следования перекрестка (при этом важно квалифицировать пересечение именно как перекресток!);
2) конца населенного пункта (при движении в «настоящем» населенном пункте при отсутствии по ходу движения перекрестка);
3) места установки отбойного для этой группы знака – «Конец зоны всех ограничений» (3.31).
После наступления любого из указных трех участков дороги все девять ранее установленных запрещающих знаков этой группы перестают действовать.
3.16 «Ограничение минимальной дистанции»

Существуют такие участки дорог, где плотный поток транспортных средств просто губителен для состояния дорожного полотна (мосты, путепроводы, эстакады, ледовые переправы). На таких участках скапливается большое количество транспорта, который оказывает большое давление на опорные конструкции искусственных сооружений.
А бывает и так, что плотный поток и небезопасен (например, в тоннелях). Или мешает работе должностных лиц, обеспечивающих контроль за движением (стационарные посты ГИБДД, пункты транспортного контроля, таможни).
Разбавить плотность потока на таких участках возможно путем ограничения минимальной дистанции между автомобилями. И одноименный запрещающий знак прекрасно в этом помогает.
Требования знака просты и понятны: водители должны вести свои транспортные средства так, чтобы расстояние до впереди двигающегося по той же полосе автомобиля было не меньше, чем указано на знаке.
3.20 «Обгон запрещен»
Знак «Обгон запрещен» используется для того, чтобы на определенном участке дороги запретить этот весьма опасный маневр.
И вот здесь есть один существенный момент. Это исключения, действующие из общего правила действий знака «Обгон запрещен». В зоне действия знака разрешается осуществлять обгон:
1) тихоходных транспортных средств (то есть тех ТС, у которых на задней поверхности установлен специальный опознавательный знак);
2) гужевых повозок;
3) «плоских» транспортных средств (велосипедов, мопедов, скутеров и мотоциклов без бокового прицепа).
Естественно, что воспользоваться тремя описанными исключениями можно будет только при разрешающей обгон прерывистой горизонтальной дорожной разметке (или вообще при отсутствии таковой). Если, конечно, иные разделы ПДД не запрещают этот маневр.
И, наконец, необходимо ввести четкое разграничение понятий «обгон» (опережение, связанное с выездом на «встречку») и простое «опережение» (не сопряженное с таким выездом). Интересующий нас знак запрещает именно обгон. А вот опережение (без выезда на встречную полосу или сторону дороги, используемую для встречного движения) этот знак не запрещает.
Водитель обязан помнить о недопустимости нарушения требований знака «Обгон запрещен». Это диктует двумя обстоятельствами:

1.  крайней степенью опасности маневра (сопряженного с выездом на «встречку»); 
2.  серьезными штрафными санкциями за нарушение (лишение водительских прав до полугода или штраф 5000 рублей). Тем более что работники ГИБДД очень любят такие участки дорог и постоянно контролируют здесь движение.
Не нарушайте и не попадайтесь!
3.21 «Конец зоны запрещения обгона»
Знак «Обгон запрещен» может отменяться специальным отбойным знаком — «Конец зоны запрещения обгона». Кстати, как указывает ГОСТ, это наиболее предпочтительный способ отмены зоны действия знака, запрещающего обгон.
Требования знака просты: водитель снова может начать процедуру обгона. Для более эффективного информирования о прекращении действия запрета на обгон знак может устанавливаться и на левой стороне дороги.

3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен»
3.23 «Конец запрещения обгона грузовым автомобилям»

Данная пара знаков вводит и отменяет запрет на обгон для водителей грузовых автомобилей, чья разрешенная максимальная масса превышает 3,5 тонны. Это так называемые «настоящие» грузовики.
Что касается водителей иных транспортных средств, то действия этих знаков на них не распространяется.
3.24 «Ограничение максимальной скорости»

Познакомьтесь, это самый любимый гаишниками знак. Кстати, его «обожают» и камеры фото- и видеофиксации. Благодаря этому знаку у судебных приставов есть работа (и представляется, что на годы вперед!).
А если серьезно, то указанный знак применяется на вполне конкретном участке дороги для регулирования скорости движения транспортных средств.
Требования знака «Ограничение максимальной скорости» достаточно просты и понятны: он запрещает любым транспортным средствам двигаться с превышением скоростных характеристик, указанных в поле знака.
Особая тема – это зона действия знака. Традиционно данный запрещающий знак начинает «работать» в месте своей установки. Его действие будет продолжать до уже обозначенных нами участков:
  • до ближайшего перекрестка (именно перекрестка, а не пересечения); 
  • до конца населенного пункта (если движение осуществлялось в «настоящем» населенном пункте); 
  • до места установки запрещающего знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31).
Это – традиционные способы отмены действия знака (как и целого ряда запрещающих знаков). Однако знак «Ограничение максимальной скорости» имеет собственные – частные – случаи отмены установленного скоростного режима.
1. До места установки отбойного знака 3.25 «Конец зоны ограничения максимальной скорости».
2. До места установки такого же знака, ограничивающего скорость, но с иным показателем скоростного режима
3. До места установки знака «Начало населенного пункта» (5.23.1 или 5.23.2).
И последнее замечание. В соответствии с нормами КоАП РФ, наказание за превышение скорости предусматривается только в том случае, если она превышена более чем на 20 км/ч. То есть при ограничении скорости, к примеру, в 40 км/ч водитель, двигающийся с показателем спидометра в 60 км/ч, будет нарушать правила, но не может быть подвергнут административной ответственности.
3.25 «Конец зоны ограничения максимальной скорости»

Указанный запрещающий знак – это наиболее предпочтительный способ отмены действия ранее установленного знака «Ограничение максимальной скорости» (3.24). Иными словами, отныне ранее введенный скоростной режим больше не действует.
Водитель не должен обольщаться и упиваться вседозволенностью, которую он, якобы, получает. Отмена ограничения скоростного режима не означает того, что можно двигаться с любой скоростью. Просто на дороге начинают действовать общие ограничения скорости, введенные в Российской Федерации: в населенных пунктах – 60 км/ч, вне таковых – 90 км/ч, в жилых зонах и на дворовых территориях – 20 км/ч, а на автомагистралях – 110 км/ч.
3.26 «Подача звукового сигнала запрещена»

Данный дорожный знак применяется для того, чтобы категорически запретить водителям сигналить клаксоном по поводу и без повода: поприветствовать друзей, выразить свое неудовлетворение чьими-то действиями, выразить свою радость по поводу очередной победы сборной России по футболу (вообще — фантастика!) и пр.
Правда, этот знак имеет одно исключение: водитель может использовать звуковой сигнал для того, чтобы предотвратить ДТП.

3.27 «Остановка запрещена»
В современных населенных пунктах плотность движения транспорта невероятно велика. Как правило, физическое расширение проезжей части – как средство борьбы с заторами – в большинстве случаев невозможно. Поэтому ликвидация пробок проводится с помощью ограничения мест остановок и стоянок транспортных средств. Чаще всего это процедура осуществляется установкой дорожного знака «Остановка запрещена».
Данный знак требует от водителя воздержаться от осуществления как остановки, так и стоянки. Ибо нельзя совершить стоянку, предварительно не совершив остановку (как минимум в течение 5 минут).
Важно отметить, что в зоне действия знака запрещается любая остановка – в том числе и для посадки-высадки пассажиров. Это, кстати, традиционная ошибка водителей, которой следует избегать!
Зона действия знака «Остановка запрещена» начинается классически для всех запрещающих знаков – с места его установки. Действует интересующий нас знак тоже классически для всей пятой группы запрещающих знаков:
  • до ближайшего перекрестка; 
  • до конца «настоящего» населенного пункта; 
  • до места установки знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31).
Однако у знака «Остановка запрещена» есть и свои специализированные правила отмены действия.
1. Место установки знака «Парковка» (6.4) в его сочетании с табличкой 8.2.1 («Зона действия»).
Данное сочетание знаков укажет место, где остановку и стоянку можно будет осуществлять, невзирая на ранее установленный запрещающий знак.
2. Если знак установлен параллельно с горизонтальной разметкой 1.4 («желтая сплошная»), то в месте окончания нанесения этой разметки знак «Остановка запрещена» прекращает свое действие.
3. Зона действия интересующего нас знака может быть конкретизирована (сокращена или увеличена) табличками 8.2.2 – 8.2.6, обозначающими зону действия установленных с ними знаков.
В этом случае остановка будет запрещена в направлении стрелки, также на указанном расстоянии (при его наличии).
Водителю важно помнить, что знак запрещает остановку только на той стороне дороги, на которой он установлен.
Иными словами, если другими положениями Правил не запрещается осуществление остановки на противоположной стороне дороги, ее можно осуществить.
И последнее. Водитель должен помнить об административной ответственности за нарушение требований знака «Остановка запрещена»: штраф 1500 рублей (а в городах федерального значения – 3000 рублей) и возможность эвакуации автомобиля нарушителя.
3.28 «Стоянка запрещена»
Данный знак применяют для запрещения стоянки транспортных средств. Но в зоне действия этого знака водитель может совершить остановку – то есть запланированное прекращение движения на время до 5 минут, а также на большее время для совершения посадки-высадки пассажиров или загрузки-разгрузки своего транспортного средства. Последующая же за остановкой стоянка знаком исключается.
Зона действия знака «Стоянка запрещена» начинается с места его установки. Это классическое положение для всех запрещающих знаков. И зона его действия будет распространяться так же традиционно для 5-ой группы запрещающих знаков:
  • до ближайшего по ходу движения перекрестка; 
  • до конца населенного пункта (при движении в населенном пункте); 
  • до места установки отбойного знака 3.31 «Конец зоны всех ограничений».
Кроме этого, знак «Стоянка запрещена» имеет и иные способы прекращения его действия.
1. Место установки информационного знака 6.4 «Парковка», когда он сочетается в его сочетании с табличкой «Зона действия» (8.2.1).
На участке дороги, обозначенной этим сочетанием знаков, осуществлять стоянку разрешено.
2. Место окончания нанесения разметки 1.10 («желтая прерывистая»).
Если знак «Стоянка запрещена» установлен совместно с горизонтальной разметкой 1.10, то в месте окончания ее нанесения знак «Стоянка запрещена» прекратит свое действие.
3. Таблички 8.2.2 – 8.2.6 «Зона действия», установленные совместно с интересующим нас знаком, конкретизируют участок дороги, на котором будет действовать запрет.
Как и знак «Остановка запрещена», его «стояночный» собрат запрещает стоянку только на той стороне дороги, на которой он установлен.
На другой стороне дороги осуществить стоянку возможно (если иными разделами ПДД эта процедура не будет запрещена).
Важно помнить о том, что штрафные санкции за нарушение требований данного знака сродни санкциям за игнорирование знака «Остановка запрещена». А это — весьма ощутимый удар по бюджету.
Не нарушайте!

3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» 
3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца»
 

Эта пара родственных знаков запрещает только стоянку транспортных средств в зоне их действия, но только в строго определенные дни – либо в четные, либо в нечетные (соответственно). А вот остановка ТС в любой день месяца разрешается.
Действие знаков начинается в месте их установки, а отменяется следующими участками дороги:
1) ближайшим перекрестком; 
2) концом населенного пункта; 
3) знаком 3.31 («Конец зоны всех ограничений»); 
4) знаком 6.4 («Парковка»), установленным совместно с табличкой 8.2.1 («Зона действия»);
5) сочетанием знаков с табличками 8.2.2-8.2.6 («Зона действия»).
Как и родственные им «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена», рассматриваемые нами знаки запрещают стоянку в соответствующий день только на той стороне дороги, на которой они установлен.
А вот весьма интересный и, на первый взгляд, парадоксальный момент! В случае параллельной установки обоих знаков по обеим сторонам дороги в их зоне действия можно ставить автомобиль на стоянку с 19 до 21 часа. И на любой стороне дороги. Это так называемое «перестановочное время», когда ни один из знаков «работать» не будет.

В этом случае хронологические рамки суток будут корректироваться. Сутки будут начинаться не в 00.00, а в 21.00 предшествующих календарных суток. А заканчиваться в 19.00 текущих календарных суток. С 19.00 до 21.00 и будет пресловутое «время перестановки», когда эти действовать не будут. А в 21.00 снова начнутся завтрашние сутки…
3.31 «Конец зоны всех ограничений»

В число запрещающих знаков последней – пятой – группы входит знак «Конец зоны всех ограничений». Столь пафосное словосочетание – «всех ограничений» — не должно расслаблять водителей. Указанный знак призван отменять действие только девяти запрещающих знаков из родственной ему пятой группы:
  • 3.16 «Ограничение минимальной дистанции; 
  • 3.20 «Обгон запрещен»; 
  • 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен»; 
  • 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; 
  • 3.26 «Подача звукового сигнала запрещена»; 
  • 3.27 «Остановка запрещена»; 
  • 3.28 «Стоянка запрещена»; 
  • 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца»;
  •  3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца».
Запомнить эти знаки не только необходимо, но и целесообразно. Ведь один единственный знак – «Конец зоны всех ограничений» — отменяет действие сразу всех достаточно одиозных запрещающих знаков. А легкость в запоминании их названий обусловлена тем, что эти же самые знаки отменяются ближайшим по ходу движения перекрестком или концом «настоящего» населенного пункта.
Место наиболее частого применения интересующего нас знака – это зоны проведения дорожных ремонтных работ, когда необходимо одновременно снять ограничения, введенные ранее несколькими запрещающими знаками.
Подведем общий итог рассмотрению запрещающих знаков группы №5. Это режимные знаки, которые вводят ограничения на выполнение определенных действий (скорости, обгона, остановки, стоянки и пр.) на определенном расстоянии, а также отменяют эти самые ограничения.
Исключения, действующие в отношении 
запрещающих знаков

Одним из самых сложных вопросов, связанных с функционированием запрещающих знаков, — это разнообразные исключения из общих правил, когда действия некоторых запрещающих знаков не распространяется на определенные виды транспортных средств или водителей, ими управляющих. Рассмотрим такие случаи.
1. Знаки, не действующие в отношении водителей маршрутных транспортных средств (3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27).
Данные запрещающие знаки может проигнорировать водитель маршрутного транспортного средства. Эта «льгота» обусловлена необходимостью проезда «маршрутки» по участку дороги, на котором введено для всех остальных запрещение въезда, движения, поворота, разворота и остановки.
2. Знаки, не действующие в отношении водителей-«территориалов» (3.2, 3.3, 3.5 — 3.8, а также с особым статусом — 3.4).
Под эту «льготу» подпадают следующие категории водителей, имеющих непосредственное отношение к территории, въезд на которую запрещен знаками:
  • водители транспортных средств, обслуживающих предприятия (учреждения, организации), находящиеся в зоне действия указанных знаков; 
  • водители транспортных средств, обслуживающих граждан, которые работают или проживают в зоне действия этих знаков; 
  • водители транспортных средств, принадлежащих гражданам, которые работают или проживают в зоне действия этих знаков.
ВАЖНО! Есть одно замечание в отношении знака «Движение грузовых автомобилей запрещено» (3.4). Он разрешает проезд грузовых автомобилей:
  • только обслуживающих предприятия, расположенные в запрещенной зоне; 
  • только без прицепа; 
  • только тех, чья разрешенная максимальная масса не превышает 26 тонн.
И еще. Существенное требование, которое прописано в ПДД относительно описанных выше участников движения, – это обязанность въезжать на запрещенный участок дороги по наикратчайшему маршруту.
3. Знаки, не действующие в отношении лиц с ограниченными возможностями(3.2, 3.3, 3.28 — 3.30).
Указанные запрещающие знаки могут проигнорировать:
  • водители – инвалиды I и II групп; 
  • водители, перевозящие инвалидов I и II групп; 
  • водители, перевозящие детей-инвалидов.
Такое право обусловлено необходимостью проехать по максимально короткому маршруту к месту, жизненно важному или значимому для людей с ограниченными возможностями, а также поставить автомобиль на стоянку возле такого места.
4. Знаки, не действующие в отношении ряда лиц, выполняющих свои профессиональные обязанности.

К первой категории таких лиц следует отнести водителей транспортных средств, принадлежащих федеральной почтовой службе и имеющих на своей боковой поверхности диагональную линию белого цвета, размещенную на синем фоне (3.2, 3.3, 3.5 — 3.8, 3.28 — 3.30, а также с особым статусом — 3.4.
В отношении такой категории водителей есть пара замечаний, подобных тем, которые действуют в отношении «территориалов».
1.  Таким водителям разрешается проезд по запрещенному участку дороги, но только по кратчайшему пути. 
2.  Что касается знака «Движение грузовых автомобилей запрещено» (3.4), то он разрешает проезд грузовых автомобилей, обслуживающих предприятия, размещенные в обозначенной зоне. Однако такие грузовики должны быть без прицепа, и их разрешенная максимальная масса не должна превышать 26 тонн.
Вторая категория «профессионалов» – это водители такси с включенным таксометром.
Обе категории водителей, описанные в данной группе, получили свои «льготы» по игнорированию требований указанных знаков по причине выполнения ими своих профессиональных обязанностей.
Таким образом, подводя итог рассмотрению исключений из запрещающих знаков, действующих в отношении определенных участников движения, необходимо отметить следующее.
Чем объясняется предоставление таких особых прав? Прежде всего, целесообразностью. Просто, даже если немногочисленные «льготники» проигнорируют общие правила работы этих знаков, — все равно, на безопасность дорожного движения этот факт какого-то особого негативного влияния не окажет.
Вместо заключения
Подведем общий итог по запрещающим дорожным знакам.

1. Запрещающие знаки ограничивают участников движения в возможностях въезда, движения, обгона, подачи звукового сигнала остановки, стоянки и пр. 
2. Данная группа знаков регулирует исключительно собственный сегмент отношений (они запрещают только то, что запрещают, и только тому, кому запрещают). 
3. В «чистом» виде запрещающие знаки действуют с места своей установки. 
4. Зона действия различных запрещающих знаков может ограничиваться:
  •  местом (или линией) их установки (3.1 — 3.15; 3.17.1 – 3.17.3; 3.21; 3.23; 3.25; 3.31- 3.33); 
  • ближайшим после установки знака пересечением (3.18.1; 3.18.2; 3.19); 
  • продолжительным участком дороги до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта, места установки отбойного знака «Конец зоны всех ограничений» (3.16, 3.20; 3.22; 3.24; 3.26 – 3.30), также места установки собственного отбойного знака (при его наличии). 
5. Знание принципов регулирования запрещающих знаков предполагает четкое понимание и уяснение многочисленных исключений, которые придают особый статус различным категориям транспортных средств и водителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий